Предыдущая         Содержание         Следующая

ТРАКТОРА ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА

Денис Орлов. (c) Журнал «Клуб 4х4»,октябрь 2002

фото автора, Андрея Аксенова и Андрея Судьбина

 

Через реки, горы и долины
Сквозь огонь,пургу и черный дым
Мы вели машины,объезжая мины
По путям - дорожкам фронтовым.
песенка фронтового шофера

 

Назвать данное мероприятие скучным не повернулся бы язык даже у самого придирчивого критика. На показе автомобилей двойного применения, проходящем на полигоне 21-гоНИИИ МО в Бронницах, было на что посмотреть как искушенным профессионалам, так и просто любителям военной техники...

Речь сегодня у нас пойдет о тех самых «тракторах с вертикальным взлетом» из старого советского анекдота. Все ведь уже давно знают, что когда у нас говорят «двойное применение», то прежде всего подразумевают армейское назначение машины. Не зря же год от года сюда, на подмосковный полигон, съезжается как праздно, так и непраздно любопытный люд со всего света...

МЗКТ-8022

масхалат для КамАЗа

Веселой стайкой (одновременно с опаской косясь на длинную деревянную указку экскурсовода в штатском) порхали разноцветные заморские офицеры от одного экспоната к другому. Теперь им здесь разрешено появляться. Ведь самая главная наша военная тайна на сегодняшний день заключается отнюдь не в новых разработках, а в том... какую из этих самых разработок предпочтут военные. А вот сие, похоже, и для них самих - тайна за семью печатями. Например, генерал-полковник Сергей Александрович Маев, начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны на просьбу прокомментировать некоторые экспонаты отвечал примерно в таком роде: «Сам первый раз увидел...» Так что вовек не разгадать бусурманам нашу военную тайну!              И вообще все так запутано...

интерьер "Драгуна"

А.Масягин (ГАЗ)

уникальный ДТ-10М

 

 

 

 

 

  Например, нижегородское ЗАО «НПП Техноспас-НН» (подобных компаний в Нижнем несколько, и называются они удивительно похоже - «Техносила», «Техоснастка», «Теxнocеpвиc»...). «Техноспасовцы» укоротили шасси армейского грузовика «Садко» на 300 мм (вернувшись к исходному ГАЗ-66),сдвоили кабину, а в небольшой кузов водрузили турель для автоматического гранатомета АГ-17. А затем прицепили к машине (названной «Егерь Второй») кошмарный сон моджахеда - 82-миллиметровый автоматический миномет с романтическим названием «Василек». Ну а под капотом у данного «Егеря »- пятицилиндровый 170-сильный японский дизель Hino. Вот она, свобода творчества! Нет, иностранным военным атташе нашего размаха не понять. Причем самых разных «Егерей» компания «Техноспас» успела выпустить, уже штук пятнадцать. Нефтяники берут, геологи... А армия? А что армия. Что прикажете делать небольшому, в общем- то, предприятию, ежели (предположим) ГАБТУ закажет ему эдак... тысяч 15 «Егерей»? Военная тайна...

Урал-4320Г

бронетягачи МТ-ЛБМ и ГАЗ-3402Д

Интересно, а что вообще думает генерал-полковник Маев о рыночных отношениях? Ходит он по выставке, словно по военному супермаркету. Выбирай - не хочу. «Урал-4320Г» с антиблокировочной системой тормозов? Пожалуйста! БТР-90 «Росток» с новейшей бортовой информационно-управляющей системой (три управляющих блока вместо 21) на основе мультиплексной проводки? Извольте! Новейшие электронные сквозные базы данных по запчастям и их наличию на складах? Нет проблем!

«Уазиков» - этих вообще целый рой. Тут тебе и бронированные, и длиннобазные, и с 120-сильным впрысковым движком УМЗ-249. И с дизелем ЗМЗ-514 мощностью 98 л.с. Или вот подкатывает... Вроде бы тоже «УАЗ», но какой-то он широкий. Открытый кузов (изнутри обшит профнастилом) и дуги безопасности делают машинy похожей на кроссовую. Но не в кроссе дело. Сверху в защитный каркас интегрирован погон пулеметной турели! Все очень просто:

корпорация «Защита», поставляющая силовым структурам бронированные «УАЗы», рапортует Родине о своих достижениях в области экстремального джипостроения. А зовут это чудо «Скорпион» (автомобиль переднего края, разведки, диверсий и прочих зуботычин в тылу противника). Ну-ка, ну-ка...

засекреченный "Скорпион"

МТ-ЛБМ (изд.6М1Б) на плаву

И тут совершенно неожиданно «Скорпион» в срочном порядке... выставляют за пределы экспозиции. «Что-то случилось?» - интересуюсь я у одного из руководителей «Защиты». Ответ «компетентного лица» поверг меня в состояние комы: «Машинy засекретили, вот мы и убрали ее с глаз подальше. Вон сколько здесь иностранцев...» - «Хорошо, но раз уж она приехала на выставку, хотя бы в двух словах о технической составляющей». - «Нет, о технической составляющей нельзя! А потом, чего тут рассказывать... Расширенные мосты взяты от модернизированного «УАЗа», трансмиссия - тоже. Турель с погоном, как у бэтээр. Короче, штурмовой автомобиль спецназа!» (Получается, все и рассказал.)- «А сфотографировать можно?» В ответ вежливый, но категоричный отказ. А между тем крепкие парни в камуфляже уже заняли позиции вокруг «Скорпиона» и недвусмысленно бросают взгляды на фотокамеру... Чудеса! Неудивительно, что на проходившей позже пpecc-конференции я не удержался и задал вопрос генерал-полковнику Маеву: «Что за секреты такие со «Скорпионом»?» «А чего там секретить! - удивился Маев. - «Уазик» он и есть «уазик». Просто корпорация «Защита» не подала своевременно заявку на участие в выставке, и «Скорпиона» сняли с экспозиции...» No comment...

  Сегодня в армии сложилась парадоксальная ситуация, при которой современные грузовые автомобили войска получают в достаточном количестве, а товарищи командиры продолжают, как и двадцать лет назад, передвигаться на «УАЗах». Не пора ли, фигурaльно выражаясь, «забить козла»? Похоже, что этим праведным желанием и объясняется насыщениe выставки различного рода «уазо-заменителями» - конструкциями с колесной формулой 4x4 и грузоподъемностью от полутора до двух тонн. И уж, конечно, Горьковский автозавод не преминул напомнить остальным участникам выставки, кто в нашей стране является родоначальником производства подобной техники... Семейство многоцелевых транспортных средств повышенной проходимости ГАЗ-2975 «Тигр», вне всяких сомнений, стало гвоздем показа.

УАЗ-2966 и ГАЗ-2975

ГАЗ-2975 "Тигр" на трассе

Надо отметить, что «Тигр» создан с использованием узлов «российского HUMMER» -ГАЗ-3937 «Водник», который, в свою очередь, на 70% унифицирован с БТР-80. И даже начальник Генштаба генерал армии Квашнин лично отправился на одном из «Тигров» покорять просторы полигона. Говорят, понравилось... А тем временем генеральный директор ОАО «ГАЗ» Дмитрий Стрежнев огласил «весь список»: 30 - 40 тысяч у.е. за машину с отечественным дизелем и механической трансмиссией и 70 тысяч - за бронированный вариант с дизелем Cummins, коробкой-автоматом, кондиционером, импортной резиной и т.п. (это примерно вдвое меньше стоимости HUMMER, но cyщественно дороже «УАЗа»). В этом году ГАЗ намерен построить 17 «сертификационных» машин.

  «Тигр» представляет, если так можно выразиться, классическую схему тяжелого внедорожника: двигатель и коробка сдвинуты за передний мост для лучшей развесовки по осям, а водитель и экипаж размешены по обеим сторонам от силового агрегата и трансмиссии. Но догма ли это? Выставка показала весьма любопытные примеры нетрадиционных решений... Во-первых, это подготовленный ООО «Техносервис-НН» облегченный «Водник» - ГАЗ-3937Д «Драгун» - по сути гибрид бронетранспортера и багги. Поскольку корытообразное основание «Водника» само по себе обеспечивает достаточную жесткость (так задумывалось, чтобы в кузов можно было помешать модули различного назначения), в данном варианте силовой агрегат машины - мощный дизель ЯМЗ-236Н (210 л.с.) - поместили в заднюю часть кузова (судьба нижегородского ГАЗ-562 непонятна - лицензия Steyr остается неясной). Что же до трубчатого баггиобразного каркаса «Драгуна», то помимо защиты экипажа при переворачивании он подходит и под монтаж вооружения.

ГАЗ-3937Д "Драгун"

ГАЗ-3901 "Вепрь"

     Самую неожиданную альтернативу «УАЗу» представило питерское КБ «Кайман» - специальное шасси «Вепрь». Название положим, можно было выбрать и пооригинальнее - «Вепрей» на выставке оказалось два (и «Скорпионов», кстати, тоже...). «Каймановский» «Вепрь» - это двухосный автомобиль с каркасно-панельной структурой из алюминиевого сплава АМГ-3 и силовым агрегатом, установленным перед задней осью. Водительское место расположено над передними колесами, а центральная часть отведена под утепленную кондиционированную шестиместную пассажирскую кабину. «Вепрь» имеет рекордный дорожный просвет 590 мм, минимальные передний и задние свесы и ровное днище, что позволяет ему демонстрировать чудеса проходимости. В частности, заявленная глубина преодолеваемого брода у него больше, чем у «Водника», -1,5 м против 1,2 м. Но в то же время представить такой вездеход в роли разъездного при столичном штабе нелегко: его длина составляет 6500 мм, ширина -2700 мм, а высота - 2650 мм.

"Вепрь" покоряет "мавзолей"

"Вепрь"на трассе

Генеральный директор КБ «Кайман» Сергей Цымбалюк сообщил, что «Вепрь» создан в инициативном порядке - интерес к машине проявили поисковики, занимающиеся захоронением останков воинов Второй мировой войны... Интересный момент: днище машины защищено плитами, расположенными под углом (так, в частности, делают на бронетранспортерах в ЮАР). При желании «Вепрь» можно бронировать. Вездеход максимально унифицирован с отечественной техникой - камазовский 260-сильный дизель и подвеска от БТР. Но несмотря на всю необычность «Вепря», военные приняли его прохладно. Впрочем, оценок - как отрицательных, так и похвальных - старались не давать.

  Теперь у нас все как на Западе - мало создать интересный продукт, нужно еще и сформировать «пробивочное» лобби... В настоящий момент, например, определенные силы навязывают силовым структурам БПМ-97 - машину для сопровождения колонн и патрулирования. А ведь это по сути просто облаченный в броню двухосный «КамАЗ». Похоже на то, что по традиции создания в нашей стране колесных бронированных машин нам предлагают нацепить пробковый шлем и оседлать слона (гражданские грузовики бронировали еще британские колонизаторы). Аргументация разработчиков БПМ-97, среди которых и МГТУ им. Баумана, такова - «использование готового грузового шасси удешевляет конструкцию». А ведь это спорный вопрос - что встанет налогоплательщикам дешевле: кормить новое производство с кучей начальников или же поступить как предлагает ООО «Техносервис-НН» - оборудовать наличествующий парк колесных бронированных машин современными дизелями и трансмиссиями. Кстати, последний вариант привлекателен еще и тем, что БРДМ, БТР-60 и БТР-70 в большом количестве состоят на вооружении многих стран мира. Следовательно, технологию модернизации можно экспортировать.

К БМП-97 подвели и начальника Генштаба российской армии генерала армии Квашнина. Скороговорка пунцового конструктора, пояснения консультантов, шепоток свиты - представляете, как это обычно происходит. И тут резкая реплика Квашнина: «Да это же БТР-40! Помните, стоял на вооружении в 50-е годы?» Это услышали все. И свита вынужденно кивнула головами: «Помним...»

"главные заказчики"

эвакуатор с "грузом"

В заключение хочется отметить, что проходящая ежегодно выставка на площадке 21 -го Научно-исследовательского и испытательного института Минобороны с каждым разом все интереснее, и ситуация с армейскими автомобилями уже становится диаметрально противоположна положению дел в гражданском секторе. Специфика, скажете... Bepно. В военной области мы всегда были на весьма высоком уровне. Но есть в этом и заслуга 21-го НИМИ. Здесь создают (в содействии с заводами) единые требования к военной автомобильной технике. Например, все чаше автомобиль становится носителем вооружения и защиты - на это институт направляет внимание разработчиков. Здесь же вырабатываются и методики применения, эксплуатации, ремoнта и xpaнeния техники.

P. S. Подумать только, а начиналось все с одной роты, сформированной в далеком 1942 году для устранения дефектов, допущенных аравийскими рабочими при сборке поступавших в нашу армию ленд-лизовских грузовиков...

Предыдущая         Содержание         Следующая

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz